«Думать о ней противно. Слышать о ней не хочу!»
С такими мыслями, швыряя вещи в открытую дверцу машины, садился Андрей, чтобы в очередной раз, пробираясь по бесконечным утренним пробкам, добраться до работы, которую он ненавидел уже всем сердцем и душой.
Он сел, глубоко вздохнул и закрыл глаза. Не думать о работе, не видеть её и не слышать, ещё хоть какое-то время. На мгновение он погрузился в сладостную утреннюю тишину. Теплое майское солнце согревало лицо и руки, словно ласково поглаживая его и давая надежду, что день может ещё быть вполне приятным.
Протяжный автомобильный гудок вырвал его из мимолетного блаженства. Андрей понял, что выехал с парковки и перегородил проезд. Он переключил рычаг автоматической коробки и отправился на работу.
Захватывающие перспективы
Андрей работал в офисе. Дорога занимала у него где-то час. И чтобы не тратить время зря, он стремился использовать его по максимуму: слушал развивающие аудиокниги и подкасты экспертов, учил английский язык, продумывал планы на день, делал необходимые звонки, назначал встречи или мысленно готовился к предстоящим переговорам. Одни словом — настраивался на продуктивную работу.
Открывая дверь своего кабинета, он уже был готов к любым вызовам и превратностям судьбы. Он испытывал глубокое внутреннее удовлетворение и радость от решения сложных задач, выполнения невыполнимых поручений и поиска выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Он был уверен, что если проявит себя в достаточной степени, то обязательно заслужит доверие и уважение руководства. И хотя он уже достаточно хорошо зарабатывал, мысль о предстоящем повышении внушала ему оптимизм, придавала уверенности в собственных силах и воодушевляла его на покорение новых высот.
Но сегодня он ехал в гнетущей тишине, погруженный в свои мрачные мысли. Ему было о чём задуматься.
Заговор
Он не только не получил ожидаемого повышения, но и словно впал в немилость своего руководства.
Чтобы он не делал, каких бы результатов не достигал, этого всегда было мало.
Более того, его стали регулярно лишать премий, по каким-то абсурдным и нелепым причинам.
Он хотел поговорить об этом с руководством, но всегда находился повод отложить разговор до лучших времён.
Временами ему казалось, что его просто хотят вытеснить с работы, что устраивают все эти неприятности специально и только и ждут, когда он напишет заявление об уходе.
Он искал ответы в некомпетентности, недальновидности и эгоизме своего начальства, но в тоже время не находил в себе сил пойти к генеральному.
Накапливая усталость
Андрей чувствовал, как теряет интерес к работе. Как всё чаще ловит себя на мысли, что заставляет себя вставать по утрам, ехать на работу, совершать звонки, встречаться с людьми, проводить переговоры и вести необходимую отчётность.
К тому же он всё сильнее уставал. Сначала он списывал эту усталость на то, что не может нормально отдохнуть. Его мучала бессонница. Он подолгу валялся в постели в попытках уснуть, а под утро, когда он, наконец, проваливался в сон, раздавался сигнал будильника и ему приходилось снова вставать на работу.
Он подолгу не мог проснутся, чувствовал себя разбитым и измученным. Утро начиналось с уже порядком надоевшего кофе, днём его дополняли энергетики, а вечером он снова не мог заснуть.
Усталость начинала сказываться всё сильнее. Частая смена настроения, то внушала ему необоснованный оптимизм, то опускала в пучину ненависти и отчаяния. И однажды он не выдержал.
Срыв
Когда вместо очередного интересного проекта, способного бросить вызов его профессиональным компетенциям, ему на стол опустилась толстая папка с должниками — это означало только одно. Долгие месяцы монотонной, скучной, нервной и неблагодарной работы.
Андрей схватил папку, выскочил в коридор, прошел мимо коллег, ни с кем не здороваясь и без церемоний ворвался в кабинет начальника.
Дальше всё было как в тумане. Он кричал, раскидывал документы и пинал мебель. Из него, как из рога изобилия лились бесконечные претензии, обвинения и оскорбления.
Хотя временами и звучал праведный гнев и вполне конструктивная критика, но по большей части, он просто выговорился, выплеснув всё, что накипело у него на душе. И под конец, демонстративно хлопнув дверью, спешно покинул офис.
Выйдя на улицу, он пошел вдоль дороги. Медленно, словно преодолевая тягучую трясину, к нему подбиралось осознание происходящего. На смену злости и раздражению приходил ужас и страх. Он постепенно осознавал, что только что, собственноручно поставил крест на своей карьере, лишился работы, а заодно и дохода.
«Ипотека... Кредит за машину... Как я собираюсь кормить семью? Что я наделал?!...», - он смачно выругался.
Ноги внезапно стали ватными. Андрей дошёл до ближайшей скамейки и медленно сел.
В горле словно застрял ком, ему стало не хватать воздуха, он начал судорожно дышать. Земля, словно уходила у него из под ног, глаза хаотично забегали по лицу, словно пытаясь хоть за что-то зацепиться. Им овладела паника.
Осознание
Он постарался взять себя в руки и стал глубоко дышать. Это сработало. Немного отдышавшись, Андрей попытался успокоиться и всё обдумать.
Он понимал, что сорвался и перешел черту, но совершенно не понимал, как и почему это произошло.
В голове промелькнула мысль: «Неужели я выгорел?» И от этой мысли ему стало снова не по себе. Вывод, который напрашивался сам собой, давал объяснение, но не давал представления о том, что теперь делать.
Он с трудом встал, отыскал свою машину на стоянке, завел мотор и поехал домой. Всю дорогу Андрей безуспешно пытался решить, как выкрутиться из сложившейся ситуации, но так ничего и не придумал.
Зайдя домой, он лег на кровать, и впервые за долгие месяцы мгновенно уснул. И снова раздался звонок.
Час расплаты
Было уже утро. Он проспал почти весь день и всю ночь. Звонил его босс, его вызывали «на ковёр».
Андрею было очень стыдно, он испытывал сильное чувство вины за своё вчерашнее поведение, да и к тому же, как ни старался, совершенно не мог найти себе оправдание.
С тяжелым чувством неотвратимости предстоящего возмездия, он потянул ручку двери и вошел в кабинет начальника.
В кабинете не осталось и следа от вчерашнего инцидента. В отличие от лица руководителя отдела, которое выражало одновременно и озадаченность и обеспокоенность.
Андрей приготовился к худшему.
В общем-то, в мыслях, он уже собирал свои вещи и думал о том, как сообщит новость о своём провале близким. Пытался предсказать их реакцию и всё отчетливее понимал, что на сочувствие рассчитывать не стоит.
Но разговор с шефом пошел совершенно в другом ключе.
Неожиданный поворот
Он говорил о том, что понимает, как постоянный стресс и напряжение может привести к срывам.
Когда хочется справедливого отношения к себе и достойного вознаграждения, но порой кажется, что твою работу никто не ценит и не видит твоих достижений, твоих усилий и желания преуспеть.
Что всё это приводит к ощущению бессмысленности и бесполезности происходящего, которое вызывает чувство собственного бессилия и порождает сомнения в себе.
Как это выматывает, высасывает остатки сил, радости и вдохновения и постепенно приводит к апатии и безразличию.
Он рассказал о том, как прожил нечто подобное и что это тоже чуть не погубило его карьеру.
И чем больше Андрей его слушал, тем сильнее узнавал себя, тем лучше понимал, как незаметно, шаг за шагом вступил на скользкую дорожку профессионального выгорания.
Около полу часа они обсуждали стратегию выхода из сложившейся ситуации.
План действий
В результате беседы у них получился короткий план действий:
-
Для начала следовало понять, что именно стало триггером, спусковым механизмом, который запустил процесс выгорания.
-
Потом необходимо было выработать новую модель поведения, которая бы включала в себя экологичное реагирование и препятствовало дальнейшему истощению.
-
Затем требовался отдых и восстановление сил (Андрею уже давно следовало бы воспользоваться законным отпуском), а так же серьезно пересмотреть свой распорядок дня.
-
И в заключении, когда он адаптируется к текущим обстоятельствам и снова наберётся сил, вернуться к постановке новых карьерных и жизненных целей.
Андрей смотрели на листок бумаги, на котором появилась стратегия спасения его жизни и снова испытывал давно забытое чувство надежды.
Выходя из кабинета начальника, на его лице появилась улыбка. Он снова поверил, что сможет испытывать радость и удовлетворение от работы и продолжит заниматься тем, что приносит ему не только хороший доход, но и ещё по-настоящему интересно.
Он поражался лишь двум мыслям, засевшим в его голове.
Второй шанс
Его не уволили!
Его смогли понять!
К удивлению Андрея, его руководитель оказался умным и проницательным человеком. Поэтому он настоял на том, чтобы Андрей прошел курс профилактики профессионального выгорания, и для начала отправил его к корпоративному психологу.
За эти два дня, жизнь Андрея встала с ног на голову и вывернулась на изнанку, но в итоге подарила ему второй шанс. И что-то мне подсказывает, что он свой шанс не упустит.
Не дожидайтесь увольнения
Но эта история могла закончится совершенно иначе.
Спонтанная выходка могла положить конец карьере Андрея. Его могли уволить, что привело бы к финансовым трудностями, конфликтам и раздорам в семье, утраты веры в себя и проблемам со здоровьем.
Поэтому, если в истории Андрея, вы узнали себя, не дожидайтесь увольнения, запишитесь на диагностику прямо сейчас и верните себе удовольствие от работы снова.
Записаться на бесплатную диагностику профессионального выгорания к кризисному психологу Сергею Андрееву можно через мессенджеры Telegram и WhatsApp, а также в социальной сети ВКонтакте.
P.S. Это полностью вымышленная история, призванная в художественном стиле, в форме психологической новеллы, познакомить читателя с возможными признаками, стадиями и последствиями профессионального выгорания. Любые совпадения с реальными людьми являются случайными.